Счетчики







Межконтинентальная баллистическая ракета LGM-118А Peacekeeper (MX)

Масса:

88 450 кг

Длина:

21.6 м

Диаметр:

2.34 м

Радиус действия:

св. 11 000 км

Скорость:

24,000 км/ч; 6.7 км/с

Потолок:

805 км

Масса боевой части:

3 950 кг:
масса шины 1365 кг
масса боеголовок 2585 кг

Точность:

110 м

Двигатели:

Первая ступень:

Тяга 2 200 000 кН, твердотопливный двигатель Thiokol, масса 49 000 кг

Вторая ступень:

Твердотопливный двигатель Aerojet General, масса 27 000 кг

Третья ступень:

Твердотопливный двигатель Hercules, масса 7 700 кг

Корректирующие двигатели:

Жидкостный, допускающий перезапуск двигатель Rocketdyne, на гиперголовом топливе


Ракета Peacekeeper (так же известная под предварительному обозначению MX - экспериментальная ракета) - самая большая и современная из находящихся в данный момент в арсенале США.

Вооружение.
50 ракет с десятью разделяющимися боеголовками каждая. Все развернуты на F. E. Warren AFB, Wyoming. Устанавливая в боеголовки дополнительные кольца из обогащенного урана, мощность W-87 можно поднять до 475 кт.
W-87 была выбрана из трех кандидатур: W-78, находящихся в Minuteman III; и двух мощных зарядов: 500-600 кт CALMENDRO (разработанной LANL, но переданной в LLNL) и 800 кт MUNSTER. W-87 более эффективна, нежели W-78, используя меньше делящегося материала для аналогичного энерговыхода.
Разделяющаяся головная часть (РГЧ) Mk-21 (прежде известная как ABRV - усовершенствованный баллистический спускаемый аппарат) была предпочтена БЧ Mk-12a из-за большей точности и прочности (к действию оружия), меньшей стоимости, правда в ущерб весу. Первые собранные секции W-87/Mk-21 были изготовлены Минестерством обороны 29 января 1982 года. На ракете может размещаться до 12 РГЧ Mk-12a или до 11 Mk-21.

Система наведения.
AIRS (усовершенствованная инерциальная опорная сфера) инерциальная система наведения, производимая изначально Northrop и позднее Autonetics Division, Rockwell International. Послеразгонный доставляемый аппарат или автобус, имеет аксиальный и шесть стабилизицирующих двигателей.

Подрядчики.
Генеральный: Martin Marrieta
Спускаемое шасси: Avco Corp. Systems Division
Система наведения: Northrop Corp. Electronic Division; later Autonetics Division, Rockwell International
Двигатель (1-я ступень): Thiokol Chemical Corp.
Двигатель (2-я ступень): Aerojet General
Двигатель (3-я ступень): Hercules Inc., Aerospace Division
Двигатель (корректирующий): Rocketdyne Division

Развертывание.
Размещение ракет происходит в шахтах с прочностью около 2 200 фунтов/кв. дюйм.
Peacekeeper был первой (и единственной) американской МБР, использовавшей способ "холодного" (минометного) старта. Вместо запуска главного двигателя непосредственно в шахте для старта, твердотопливный газогенератор, установленный в пусковом контейнере, нагнетает давление, достаточное для выкидывания ракеты из пускового ствола.
Маршевый двигатель первой ступени включается только после подъема ракеты на высоту около 50 м. Такой способ старта является особенно привлекательным для мобильных систем и позволяет быстро перезагружать и повторно использовать шахты для многократных запусков. Холодный запуск используется на всех американских ракетах для подводных лодок и российских SS-17, 18, 24 и 25.

История создания.
В начале 1960-х США развернули самую большую из ранее разработанных ракету на жидком топливе Titan II (ракеты впервые пришли в состояние боеготовности в апреле 1963). Еще при развертывании этих ракет, ВВС начали проработку следующей большой МБР, выпустив техзадание 23 октября 1963 года. Существовал значительный интерес к технологии твердого ракетного топлива, использовавшейся в программе Minuteman, в применении к еще одной большой ракете, которая, тем не менее, должна была сохранить возможность мобильности. Эти первоначальные усилия не увенчались действительной программой по созданию такого носителя. Но с выходом отчета о пригодности для эксплуатации 16-71 (ROC 16-71), выпущенного 2 ноября 1971, были инициированы разработки MX (Peacekeeper), начавшиеся в феврале 1972. 4 апреля 1972 года ВВС дало новой ракете обозначение МБР Missile-X или "MX", предназначенное для общего употребления.
С начального этапа эти ракеты предназначались как оружие уничтожения высокозащищенных целей - "убийца" ракетных шахт при нанесении упреждающего удара. MX разрабатывался для увеличения "живучести, дальности, точности, полезной нагрузки и гибкости по целям". Большая точность и полезная нагрузка сделали его действительно убийцей шахт; живучесть ракеты предполагалось повысить изготовлением мобильных комплексов.

Раработка ракеты продвигалась очень быстро. Инерциальная система управления, принятая для этой ракеты (AIRS) уже находилась в создании несколько лет, технология твердотопливных ракетных двигателей тоже достигла высокого уровня проработки. Между январем и мартом 1976 программа перешла от концептуальной проработки до изготовления экспериментальных образцов. В конце 1981 года все четыре ступени были успешно протестированы на наземных стендах.
Конструктивно Peacekeeper состоит из трех маршевых ступеней и РГЧ. При ее создании разработчики использовали все новинки в области материаловедения, приборостроения и электроники. Так корпуса всех твердотопливных ракетных двигателей выполнены из синтетических волокон, имеющих малый вес и высокую прочность. С целью повышения динамических характеристик двигателей конструкторы применили расширяющиеся сопла телескопического типа, что дало экономию общей длины ракеты. Корпус ракеты покрыт специальным защитным покрытием, обеспечивающим предохранение от горячих газов при старте и от действия поражающих факторов ядерного взрыва.

МБР Peacekeeper - трехступенчатая твердотопливная ракета с последовательным соединением ступеней, выполненных в одном диаметре. Первая ступень состоит из маршевого двигателя и хвостового отсека. РДТТ оборудован поворотным управляющим (по углам тангажа и рыскания) соплом, частично утопленным в камеру сгорания. Корпус двигателя изготовлен из композиционного материала на основе кевлара. Масса топливного заряда 44,6 т.
Вторая ступень включает маршевый РДТТ и соединительный отсек. Ракетный двигатель по конструкции почти подобен двигателю первой ступени. Отличительной особенностью является наличие выдвижного конического соплового насадка, позволяющего значительно увеличить степень расширения сопла и соответственно тягу двигателя. Для его выдвижения используется специальный пневматический привод. Масса топливного заряда 24,6 т.
Управление полетом на участке работы второй ступени по тангажу и рысканию осуществляется аналогично первой ступени за счет качания поворотного управляющего сопла. Для управления по крену на сопловом блоке второй ступени размещены два автономных блока. В состав каждого из них входят пороховой аккумулятор давления и управляющие сопла.
Третья ступень включает маршевый РДТТ и соединительный отсек. Двигатель имеет конструкцию сходную с двигателем второй ступени. Масса топливного заряда, по составу несколько отличающегося от зарядов на предыдущих ступенях, составляет 7,1 т. Управление полетом ракеты на участке работы третьей ступени по тангажу и рысканию осуществляется за счет отклонения поворотного управляющего сопла.
Инерциальная система управления ракеты с бортовым цифровым вычислительным комплексом (БЦВК) типа "Мека" расположена в отсеке двигательной установки разделяющейся головной части, что также позволило добиться уменьшения общей длины МБР. БЦВК обеспечивает управление полетом на активном участке траектории, на этапе разведения боевых блоков, а также в процессе несения боевого дежурства и при подготовке к старту. Высокое качество приборов, учет погрешностей и применение новых алгоритмов обеспечили высокую точность стрельбы. КВО точек падения боевых блоков - около 100 м. Для создания необходимого температурного режима работы система управления в полете охлаждается фреоном.
Изначально предполагалось доступность воздушных и наземных мобильных опций, но вид базирования оставался трудной и спорной темой, которая так и не была в достаточной степени разрешена. Центральной проблемой оказалось наличие в ракете множества боеголовок (10 шт.), чрезвычайно угрожающих (будучи крайне точными, они увеличивали опасения по поводу нанесения первого упреждающего удара по пусковым шахтам), что делало их в свою очередь очень привлекательными первоочередными целями. Советский Союз мог обосновать наведение до десяти своих собственных боеголовок против каждого Peacekeeper'а. Очень трудно создать подходящий способ базирования, при котором возможно выдержать такую сконцентрированную ядерную атаку.

Исходя из технических и финансовых перспектив лучшей альтернативой оказалась изначально выбранная схема развертывания MX, система MPS (многократно защищенное укрытие). Этот подход по существу создавал 23 не защищенные от прямого ядерного удара шахты для каждой ракеты MX, рассосредоточенные по большому кругу. Ракета должна была перемещаться из шахты в шахту случайным образом, так что в Советском Союзе никто бы не узнал, где она находится в данный момент. Убежища должны были быть достаточно прочны, чтобы одна советская боеголовка уничтожала только одну шахту. Хотя такая схема базирования была расточительно дорогая (37 млрд. $) это была самая дешевая из работоспособных альтернатив. Однако, она была обречена из-за огромных земельных требований (т.к. планировалось разместить 200 ракет), которые создали энергичную общественную оппозицию.

22 ноября 1982 года администрация предложила схему "плотной упаковки" ("Dense Pack") (и так же изменила название с "MX" на "Peacekeeper"). Она касалась построения суперукрепленных шахт (на давления более 10 000 фунтов/кв. дюйм) всего в 1 800 футах друг от друга, идея состояла во взаимоуничтожении ударных волн от атакующих боеголовок (цель соседних ядерных взрывов - уничтожить находящиеся рядом шахты других ракет), которое позволило бы уцелеть основной части сил и произвести запуск до прибытия второй волны. Эта схема основывалась на сомнительных допущениях и позволяла СССР при дополнительных усовершенствованиях (например, использовании управляемых на конечном участке боеголовок) полностью уничтожить все шахты.
Наконец, сага с базированием ракет завершилась с решением рейгановской администрации в апреле 1983 просто поместить MX в существующие шахты ракет Minuteman. Эта единственная доступная опция просто остановила программу. MX'ы незамедлительно отправились на летные испытания и программа имела множество не внесенных в отчеты толчков для немедленного завершения. Конгресс поспешно одобрил шахтное размещение ракет. Из-за этого решения о чрезвычайно уязвимом базировании, программа MX в конечном счете провалилась в плане достижения живучести.
Строительство началось в 1984 году на авиабазе F.E. Warren, для размещения Peacekeeper'ов в шахтах Minuteman'ов. Первые четыре ракеты поступили в распоряжение Стратегического воздушного командования в октябре 1986. Готовности к эксплуатации они достигли в декабре. В течении первых двух лет развертывания основную проблему создавали блоки AIRS. Несмотря на годы работ, к июлю 1987 Northrop Electronics Division приуспел в выпуске только небольшого количества пригодных к использованию блоков инерциальной навигационной системы. Около одной трети помещенных в шахты сил не имело системы управления. К январю 1988 20 ракет были полностью снаряжены, а к декабрю 1988 и все 50 ракет MX.
К тому времени на испытания поступил боевой железнодорожный ракетный комплекс. В его состав входили вагон - пусковая установка, вагон боевого управления, оснащенный необходимыми средствами связи и управления, а также другие вагоны, обеспечивающие функционирование всего комплекса. На полигоне министерства путей сообщения этот БЖРК проходил испытания до середины 1991 года. По их завершении планировалось развернуть 25 поездов по две пусковые установки в каждом. Все они в мирное время должны были находиться в пункте постоянной дислокации. С переводом в высшие степени боевой готовности командование стратегических наступательных сил США планировало рассредоточить все составы по железнодорожной сети Соединенных Штатов. Но подписание Договора СНВ-1 изменило эти планы. Железнодорожный комплекс так и не поступил на вооружение.
Вследствие решения применения более точной, дешевой, но более тяжелой РБЧ Mk-21 взамен Mk-12a, дальность полета Peacekeeper'а уменьшилась по сравнению с ранее планировавшейся. Проблемы, созданные вторыми советско-американскими переговорами об ограничении стратегических вооружений, ограничившими общую массу ракеты, потребовали удаления части ракетного топлива, и, как следствие, привели к дальнейшему снижению дальности. Уже развернутый Peacekeeper, таким образом провалил и изначальные требования программы по дальности, вне его досягаемости оказались самые южные советские ракетные базы (по-прежнему доступные только Minuteman III/Mk-78 системам). Стоит отметить, что это легко корректируется простым снятием одной или двух боеголовок с ракеты.
Чистая стоимость одной ракеты Peacekeeper всего около 20 млн. $. Однако, вся программа обошлась приблизительно в 20 млрд. $, общая стоимость одной снаряженной ракеты 400 млн. $ или 40 млн. $ в расчете на одну боеголовку. Всего изготовлено 114 ракет.

По материалам The High Energy Weapons Archive
По материалам Энциклопедия вооружения
Сайт создан в системе uCoz